Новости профсоюза

"Я помню"

обложка новости
красный кавказ.jpg
Единый организм боевой семьи крейсера «Красный Кавказ». 
Поликарпов Николай Александрович – бывший работник по кадрам нефтебазы «Грушовая» АО «Черномортранснефть» г. Новороссийск (АО АК «Транснефть»). В 1956 году в звании капитан-лейтенанта уволен в запас. 
 Бывают события, факты, люди, которые врезаются в человеческую память на всю жизнь… 
 2 ноября 1939 года от перрона Московского вокзала г. Ленинграда отошел поезд, состоящий из десятка вагонов-теплушек. В этом поезде ехали на юг, в город русской морской славы - Севастополь, двести пятьдесят посланцев комсомола Ленинграда и области для службы на Черноморском флоте. В этом поезде, с путевкой Приморского райкома комсомола г. Ленинграда ехал и я. Через пять суток, минуя последнюю станцию Инкерман, поезд медленно приближался к пункту назначения. Перед нашим взором открылась величественная панорама Северной бухты Севастополя, на рейде которой стояли корабли Черноморской эскадры, освещенные тысячами огней иллюминации. Советская страна и ее Вооруженные силы, праздновали 22-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции. И вот мы уже молодые матросы. Началась напряженная учеба по освоению флотских специальностей. Закончив школу связи я был направлен на крейсер «Красный Кавказ». Командовал крейсером уважаемый на флоте офицер –капитан второго ранга Алексей Матвеевич Гущин, впоследствии прославивший себя и крейсер в годы Великой отечественной войны. Сейчас нет в строю Черноморской эскадры гвардейского крейсера «Красный Кавказ», его макет навечно установлен в одном из залов Военно-морского музея Ленинграда. В те предвоенные годы, по установившейся традиции, ежегодно, в первой половине июня, на флоте проводились общефлотские боевые ученья. Не был исключением и 1941 год. Корабли эскадры на ученьях демонстрировали умение в поражении надводных, подводных и воздушных целей. Ученье заканчивалось высадкой десанта. Закончив ученья корабли эскадры по установленной традиции, совершили заходы во все крупные порты Кавказского побережья. В субботу, 21 июня эскадра возвратилась в свою главную базу. Корабли встали на свои постоянные места и очередная смена сошла в увольнение на берег. Оставшиеся на борту матросы и старшины долго обменивались впечатлениями о выполненных задачах на учении. И только в глубокую полночь в матросских кубриках воцарилась полная тишина. Это была самая короткая июньская ночь 1941 года. На рассвете корабельные колокола громкого боя подняли команды кораблей по боевой тревоге. Над Северной бухтой Севастополя висела фашистская воздушная эскадра, пытавшаяся минировать с воздуха флотские фарватеры, внутреннего и внешнего рейдов. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии, вероломно напавшей на нашу Родину…. Выполнив первое боевое задание по минированию внешнего Севастопольского рейда, крейсер «Красный Кавказ» один из первых идет на помощь героическим защитникам Одессы.красный кавказ 2.jpg
 Отбивая ежедневные воздушные атаки фашистских самолетов, крейсер весь период обороны города помогал его защитникам своим мощным артиллерийским огнем, а в самую трудную минуту обороны города, высадил морской десант в тылу врага в районе Григорьевки. Положение защитников Одессы облегчилось. Одним из первых пришел наш «Красный Кавказ» на помощь защитникам обороны Одессы, и одним из последних он оставил легендарный город, когда задача его обороны была исчерпана. А вскоре началась и героическая оборона Севастополя. И здесь наш «Красный Кавказ» становится активным участником обороны города русской славы. Вновь заговорили орудия главного калибра крейсера уничтожая главную силу и боевую технику врага. К исходу 1941г. положение защитников Севастополя ухудшилось. По решению ставки Верховного главнокомандования, в конце декабря 1941 года разрабатывается Керченско-Феодосийская десантная операция – одна из крупнейших морских десантных операций всего периода Великой Отечественной войны. Для ее проведения привлекались силы двух армий, корабли Черноморского флота и Азовской военной флотилии. Цель операции – разгромить Керченскую группировку противника, ликвидировать угрозу вторжения фашистских войск на Кубань и Кавказ, оказать помощь блокированному Севастополю. Главным направлением было избрано Феодосийское, в котором крейсеру «Красный Кавказ» отводилась особая роль. В конце декабря 1941г.красный кавказ 4.jpg
 в Новороссийске дули сильные северо-восточные ветры. В один из таких дней, а точнее 28 декабря 1941г., на борт крейсера «Красный Кавказ» грузится стрелковый полк с полным оснащением боевой техники. С наступлением темноты, он вышел в открытое море и взял курс на Феодосию. В море произошла встреча с кораблями поддержки и первого броска. От места развертывания группировки кораблей к берегу уходят катера-охотники. Они прорвут в порту боновые заграждения и, только тогда начнет свой прорыв крейсер «Красный Кавказ» прямо в логове врага. Неимоверно трудной была швартовка, в ночное время суток, при сильном морозном ветре, под ураганным огнем противника. Крейсер получает первое прямое попадание, а в результате первые человеческие жертвы. Вскоре происходит второе попадание. Снаряд противника попадает в артиллеристскую башню и разрывается внутри боевого отделения. Часть артиллеристской прислуги убита. Горели пороховые пакеты, угрожая проникновению огня в артиллеристский погреб и, тогда… неминуемая гибель всего корабля. Усилиями аварийной группы пожар был ликвидирован. Бой за Феодосию продолжался. Немцы решили во чтобы то не стало сбросить десант в море и рвались к причалам, не считаясь с потерями. Увеличивались потери и на крейсере. Было уже совсем светло, когда заканчивалась высадка десанта. С минуты на минуту могла появиться немецкая авиация. Оставив якорь на дне крейсер отошел от причала. Фашистские самолеты догнали его уже в море. Они бомбили его целый день, совершив более двадцати налетов, сбросив на корабль более семидесяти бомб. В цель не попала ни одна. Получено первое сообщение – подразделения десанта штурмом овладели поселком Старый Крым, что в сорока километрах от Феодосии. Кончился день 30 декабря 1941 года. Вокруг крейсера «Красный Кавказ» бушевало штормовое море. Собравшиеся на юте матросы, старшины и офицеры, не замечали ни холода, ни качки – хоронили своих погибших товарищей. Хоронили в море по морскому обычаю. Штурман крейсера «Красный Кавказ» нанес на карте точку, проходя над которой «Красный Кавказ» приспускал флаг. Прибыв в г. Туапсе крейсер осмотрели ремонтники. Требовался большой заводской ремонт. Но, получен приказ сниматься с якоря и следовать в Новороссийск. 1 января наступившего 1942 года «Красный Кавказ» отдал якорь в Цемесской бухте. И вновь на борту крейсера 1200 солдат и боевая техника. На рассвете он вновь прибыл в Феодосию. До полной выгрузки на берег солдат и техники оставались считанные минуты. В это время появляются шесть немецких пикирующих бомбардировщиков и начинают атаку на стоящий у пирса крейсер. Одна бомба падает в двух метрах от корабля. Крейсер подбрасывает взрывом. И хотя два самолета были сбиты зенитчиками, остальные продолжали рваться к цели. Четвертая бомба разорвалась опять вблизи от кормы. Корпус «Красного Кавказа» затрещал, со всех сторон слышался шум врывающейся в корабль воды. Еще несколько минут, и крейсер сядет на грунт. Выход один – скорее в море на глубину. Вода прибывает, положение становится критическим. Когда корабль вышел на глубину, его корма почти скрылась под водой. Приведены в действие все аварийные средства, продолжается героическая борьба команды за спасение корабля. И вновь налет немецких бомбардировщиков. Лишенный возможности маневрировать с большим дифферентом на корму, без зенитной артиллерии он превратился в мишень. От очередного бомбового взрыва оторвало гребной винт, заклинило рули и крейсер потерял всякую возможность маневра. Вода затапливает одно помещение за другим. Борьба за живучесть корабля продолжалась, он продолжал двигаться на малой скорости. В ночь на 5 января 1942 года «Красный Кавказ» подошел к Новороссийску. Кормы крейсера не было видно – она вся ушла под воду. Площадь отдельных подводных пробоин достигала таких размеров, что в них мог свободно проехать грузовик. Из многочисленных пробоин в бортах крейсера высовывались матрасы, бушлаты и одеяла. В Новороссийске был получен приказ – своим ходом следовать в Туапсе. Досмотр показал, что отремонтировать крейсер в Туапсе невозможно. Для этого нужно было идти в Поти. Двое суток «Красный Кавказ» вели на буксире. Перед самым Поти море успокоилось и «Красный Кавказ» медленно, своим ходом вошел в Потийскую гавань. Корабли эскадры, стоявшие в Поти застыли в торжественном строю, украшенные флагами расцвечивания. Доносятся звуки встречного марша на кораблях эскадры, поднялись флажные сигналы – «Слава героям Феодосии!», «Да здравствует героический крейсер «Красный Кавказ!». За успешное выполнение Феодосийской десантной операции всем его участникам, в том числе и мне, была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. А 3 апреля 1942 года был передан Указ о присвоении особо отличившимся кораблям Военно-Морского флота звания гвардейских. В этом указе первым значится наш родной крейсер «Красный Кавказ». После выполнения большого ремонта наш гвардейский крейсер «Красный Кавказ» вновь вступил в строй боевых кораблей Черноморской эскадры. В ходе дальнейших боевых действий наших войск на фронтах Великой Отечественной войны на повестку дня стал вопрос полного освобождения Новороссийска и изгнания фашистов с Таманского полуострова. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» опять в строю и принимает участие в высадке главных сил морского десанта под Новороссийском в районе п. Южная Озерейка.
 красный кавказ 3.jpg
И не вина рядовых участников этой неудачной десантной операции по освобождению г. Новороссийска еще в феврале 1943 г. А компания 1944 года обеспечила выход Советской Армии к Государственной границе СССР. Для Черноморского флота оставалась одна задача – уничтожить вражеские корабли на Черном море и продолжить противостоять возможной поддержке Турции на стороне Германии. Закончилась война, не хватало кадров. Политическое управление Черноморского флота организует курсы по подготовке офицеров-политработников. На эти курсы был зачислен и я, старший матрос гвардейского крейсера «Красный Кавказ». Окончив курсы в звании мл. лейтенанта был направлен в один из дивизионов электро-магнитных тральщиков. Для меня началась вторая война – война против последствий мировой войны. В течении восьми лет пришлось ходить над минными полями, поставленными немцами и нашими в прибрежных водах Черного и Азовского морей, по их уничтожению. Дважды участвовал в тралении Цемесской бухты г. Новороссийска. Моряками тральщиков Черноморского флота, рисковавших своими жизнями уже после войны, было обеспечено безопасное судоходство на Черном и Азовском морях.

ЛЮДИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ.

 Жихарев Алексей Федорович -председатель Линкома профсоюза Краснодарского районного управления магистральных нефтепроводов.  (АО «Черномортранснефть» АО АК «Транснефть»)

 

Да, нашему поколению есть что вспомнить и оставить след в залах музеев.

Родом я из степного Ставрополья, села Красногвардейского, М.С. Горбачев мой земляк. Родился 20 марта 1925 года. Прилежно учился, а летом, в дни каникул, охотно работал на колхозных полях. С любовью относился к лошадям, поэтому всегда работал ездовым. Хорошо научился ложить стога сена, соломы, за что получал премии.

Заканчивая 9-й класс над нами нависла страшная беда, началась Великая Отечественная война. Рухнули наши планы, которые мы вынашивали, что будем делать после  десятилетки, мы лишились радости выпускного вечера, который не состоялся и всего дорогого о чем мечтает каждый человек.форсирование днепра.jpg

И вот 16-ти летний паренек, после коротких работ на оборонных рубежах с 15 октября 1941 года, зачислен, как и многие, добровольно в действующую армию. Это было правильное решение руководства, что мы остались в действующей армии, ибо вся молодежь попала бы в оккупационное ярмо фашистов.

Через полковую школу я стал командиром стрелкового отделения. Пришлось взрослеть быстро, всему учиться у кадровых солдат. Вспомнить, мороз по коже пробежит. Итак, мой боевой путь, от обороны Ростова, а потом нежелательное отступление от Моздока к берегам горного Терека и все пешком и пешком, потом и ранение под Моздоком, госпиталь и дальше Сталинград, куда мы почти опоздали, Воронеж, Орловско-Курская дуга, форсирование Днепра и освобождение древнего Киева, уничтожение Корсунь-Шевченковской группировки, переход через границу, форсируя реку Прут, в марте, вброд, мне исполнилось 19 лет. При своем 2-х метровом росте я ее перешел первым, а потом искал более мелкий брод и 25 марта 1944 года мы пересекли границу между СССР и Румынией и победоносно освобождали от фашистского ига Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию и 9 мая 1945 года старший сержант Алексей Жихарев у стен Златой Праги закончил свой боевой поход, имея 4 ранения, военные награды – медаль «За отвагу» в боях на Курской дуге, орден Отечественной войны 1 степени за форсирование Днепра и освобождение Киева – Красавца Руси, орден Красной Звезды за переход (форсирование) Государственной границы, орден Славы III степени, за освобождение Чехословакии, будучи стрелком, пулеметчиком, разведчиком и минометчиком удостоен одиннадцатью благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, находясь в комсомоле и в рядах коммунистической партии сам призывал и выполнял призывы: «Коммунисты, комсомольцы! Вперед!» Да, так и было: «Вперед! За Родину, за Сталина!».форсирование днепра2.png

форсирование днепра3.jpg

И не верьте, дорогая молодежь, лжеисторикам, которые отвергают эти слова. Вам это говорит и скажут истинные фронтовики!

Я счастлив, я остался жив. Я много похоронил своих побратимов, и мы каждый давали клятву: «Останешься жив, приди на наши могилы, поклонись им и расскажи народу как мы воевали, спали под одной шинелью, ели из одного котелка, а часто и одной ложкой». После войны я еще 5 лет честно отслужил, отдал обещанный долг Родине. А долг завещал: «Если закончится война и я останусь жив, готов 5 лет отслужить безвозмездно». Так и случилось Юность пожертвовал на алтарь Победы, а молодость на служение Родине!

И вопрос выполнения клятвы перед погибшими – в 1968 году я вместе с сыном, во время своего отпуска, прошел пешком от Киева до Румынии, выполнив наказ побратимов, а в 1975 году со всей семьей на автомашине проехали по местам боевой славы.

А 35 лет сознательной жизни отданы работе в системе нефтепроводного транспорта. С 20 апреля 1950г. я работник товарно-транспортной конторы, так называлось нынешнее Краснодарское управление магистральных нефтепроводов.

в 1975 году по предложению В.И. Гренадерова был избран первым председателем Линкома профсоюза, который был создан при Краснодарском РУМН. Тесная связь с коллективом Управления, групкомом, руководством Краснодарского и Черноморского управлений дали мне возможность активно работать на поприще профсоюзного лидера.

Как хорошо, что мне сейчас хочется с гордостью сказать – я счастлив, что работал в этом нефтепроводном управлении, доволен тем, что оно мне дало и низко поклониться своим коллегам и побратимам и Вам дорогие труженики. Храните мир и счастье на земле. Люди, будьте бдительны.

 Май 1999 г.

г. Краснодар.


Военные будни Новороссийской нефтебазы.

 

Из воспоминаний Бобышева Михаила Владимиоовича  - бывший директор (с 1947г. по 1963г.) Новороссийской перевалочной нефтебазы Краснодарского управления ГНС РСФСР.

Директор перевалочной нефтебазы «Шесхарис» Черноморского управления  ГНС РСФСР. (АО АК»Транснефть»)

нефтебаза вовремя войны.jpg

 

Новая война вновь нарушила планомерный ритм развития всего  народного хозяйства, переориентировав  всю промышленность  на  нужды  обороны  страны, на  военный  лад.

Резко возросли потребности  в горючем, стала меняться география размещения промышленных  предприятий, соответственно – нефтеперерабатывающих заводов, способы и пути доставки нефти и нефтепродуктов.

С самого начала  Великой  Отечественной  войны коллектив  Новороссийской нефтебазы  обеспечивал корабли Черноморского флота и другие воинские соединения  горюче-смазочными  материалами, бункеровали суда, загружали ГСМ для отправки на другие базы. Чаще  всего  швартовался  у причала танкер «Громов» грузоподъёмностью  около 800 тонн. Не прекратились работы, когда город оказался под постоянной угрозой налётов  вражеской авиации, а затем и под обстрелом артиллерии. На  объектах нефтебазы появились первые разрушения, которых с каждым днём  становилось всё больше и больше. Едва ли не ежесуточно приходилось тушить пожары, ремонтировать повреждённые резервуары. Когда налёты  авиации стали постоянными и длительными, перешли на ночные вахты.   Слив нефтепродуктов, загрузку судов  проводили глухой ночью. Маленьким фонариком чуть подсвечивали только при подстройке сливных приборов к цистернам и при подключении шлангов. Все операции выполнялись на ощупь или в свете разрывов, отблесков пожаров. Бомбоубежища на нефтебазе  не было, дежурный персонал укрывался от бомб и снарядов под массивной аркой стротаможенного двора. Директором нефтебазы в те дни был Токарев, заместителем  - Кириенко.  До последнего дня работы нефтебазы несли свою вахту  рабочие  Королёв, Стародуб, Соловьёв,  Чалых,  Лазарев, Бураченко,  Дергачёва, начальник команды ВОХР  Альхимович  и др.  Сутками не уходили они домой. После смены дежурили на объектах, готовые в любой момент вступить в схватку с  огнём, под свист пуль и разрывы снарядов устранять повреждения, налаживать работу механизмов. От них требовалось немалое мужество, высокая организованность, самоотверженность. Сливщики  Кошелев и Дергачёва  покинули свой пост только тогда, когда фашисты захватили  нефтебазу.

Нефтебаза к тому времени представляла собой  жуткое зрелище: груды искорёженного металла, полуразрушенные дома, глядящие вокруг пустыми обожжёнными окнами, залитая нефтью земля и дымящиеся развалины.

После освобождения г.Новороссийска в 1943г. нефтебаза, как и все другие предприятия города, была разрушена полностью. Далеко не случайно  решением  Советского правительства  г. Новороссийск был включён в число 15 российских городов, наиболее пострадавших от вражеского нашествия и подлежащих первоочередному восстановлению. Выделялись средства, разрабатывались специальные программы. Поразителен был энтузиазм людей.  Не считаясь временем, не имея порой крыши над головой, полуголодные, они стремились как можно быстрее восстановить своё предприятие.  К сожалению, стираются в памяти имена героев тех дней, слишком скупы строчки архивов. Хотя о многом могли бы рассказать бывший в то время директором  нефтебазы  В.О. Федорович   или  главный инженер  Д.Я. Зозуля. Они первыми провели в октябре  1943 года ревизию состояния оборудования,  создавали первые ремонтные бригады, разыскивали оставшихся  в живых  старых рабочих, учили молодёжь.

Оборудование   нефтебазы имело  и  прежде солидный возраст. В частности, нефтепроводы эксплуатировались  с 1898 года, многие резервуары, водопровод- с 1916г. Да и паровые котлы прослужили более десяти лет, а если учесть, что во время войны всё подверглось, можно сказать, полному уничтожению, то все было восстановлено буквально из ничего.

При планировании капитального ремонта невозможно было даже представить полного объёма работ, всё корректировалось по ходу дела. Не было такого  резервуара, который не имел бы свищей, пробоин и отпотин. Не было необходимых материалов и запасных  частей. Но воля людей  была непреклонна. Рабочие  и инженерно-технические работники нефтебазы в те дни совершили настоящий подвиг, вдохнули жизнь, по сути, в груды металлолома, которые представляли собой покорёженные механизмы.

Вскоре два резервуара во втором парке и четыре на первом готовы были принять нефть и  в мае  1944г. была  слита первая цистерна с дизельным топливом, поступившая с Крымской нефтебазы. Сливали её 37 часов, но и это уже было успехом в тех тяжелейших условиях. Вторую цистерну с маслом слили за 16 часов в ноябре. А в 1945 году нефтебаза обработала уже 375 железнодорожных цистерн, из которых приняла  4500 тонн  нефтепродуктов для снабжения народного хозяйства. Это была существенная помощь восстанавливающемуся   городу  и освобождённым  от оккупации районам. Хотя год назад база была, по сути, стёрта с лица земли, и многие сомневались в её скором  возрождении. Каждая слитая цистерна, каждый пущенный в эксплуатацию резервуар – это не только колоссальный  труд, это маленькая победа  работников нефтебазы. Она требовала от них порой нечеловеческих усилий, изобретательности, предприимчивости, веры в успех.      

В декабре 1946 года восстановленная нефтебаза начала принимать первые танкера с бензином из Румынии, с последующей перевалкой его на железную дорогу для Украины, Ростова, Краснодарского края. В бригаде сливщиков работали в одни женщины и только приемосдатчиком был мужчина. Первый танкер «Арарат» из Румынии встречали торжественно - женщины принарядились, люди улыбались, поздравляли друг друга, приветствовали моряков. На нефтебазе был настоящий праздник.



Фотографии представленные в статье взяты из сети интернет.

Новости Профсоюза

  • С 1 мая!

     Уважаемые коллеги! От всей души поздравляем вас с Днём Весны и Труда! Этот праздник объединяет всех трудящихся нашей страны, тех, кто каждый день вносит свой вклад в развитие и процветание нашего общего дела.

  • Как получить компенсацию за трудовые травмы

    Если вы получили травму на рабочем месте, то имеете право на компенсацию.