"Я помню"
ЛЮДИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ.
Жихарев Алексей Федорович -председатель Линкома профсоюза Краснодарского районного управления магистральных нефтепроводов. (АО «Черномортранснефть» АО АК «Транснефть»)
Да, нашему поколению есть что вспомнить и оставить след в залах музеев.
Родом я из степного Ставрополья, села Красногвардейского, М.С. Горбачев мой земляк. Родился 20 марта 1925 года. Прилежно учился, а летом, в дни каникул, охотно работал на колхозных полях. С любовью относился к лошадям, поэтому всегда работал ездовым. Хорошо научился ложить стога сена, соломы, за что получал премии.
Заканчивая 9-й класс над нами нависла страшная беда, началась Великая Отечественная война. Рухнули наши планы, которые мы вынашивали, что будем делать после десятилетки, мы лишились радости выпускного вечера, который не состоялся и всего дорогого о чем мечтает каждый человек.
И вот 16-ти летний паренек, после коротких работ на оборонных рубежах с 15 октября 1941 года, зачислен, как и многие, добровольно в действующую армию. Это было правильное решение руководства, что мы остались в действующей армии, ибо вся молодежь попала бы в оккупационное ярмо фашистов.
Через полковую школу я стал командиром стрелкового отделения. Пришлось взрослеть быстро, всему учиться у кадровых солдат. Вспомнить, мороз по коже пробежит. Итак, мой боевой путь, от обороны Ростова, а потом нежелательное отступление от Моздока к берегам горного Терека и все пешком и пешком, потом и ранение под Моздоком, госпиталь и дальше Сталинград, куда мы почти опоздали, Воронеж, Орловско-Курская дуга, форсирование Днепра и освобождение древнего Киева, уничтожение Корсунь-Шевченковской группировки, переход через границу, форсируя реку Прут, в марте, вброд, мне исполнилось 19 лет. При своем 2-х метровом росте я ее перешел первым, а потом искал более мелкий брод и 25 марта 1944 года мы пересекли границу между СССР и Румынией и победоносно освобождали от фашистского ига Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию и 9 мая 1945 года старший сержант Алексей Жихарев у стен Златой Праги закончил свой боевой поход, имея 4 ранения, военные награды – медаль «За отвагу» в боях на Курской дуге, орден Отечественной войны 1 степени за форсирование Днепра и освобождение Киева – Красавца Руси, орден Красной Звезды за переход (форсирование) Государственной границы, орден Славы III степени, за освобождение Чехословакии, будучи стрелком, пулеметчиком, разведчиком и минометчиком удостоен одиннадцатью благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, находясь в комсомоле и в рядах коммунистической партии сам призывал и выполнял призывы: «Коммунисты, комсомольцы! Вперед!» Да, так и было: «Вперед! За Родину, за Сталина!».
И не верьте, дорогая молодежь, лжеисторикам, которые отвергают эти слова. Вам это говорит и скажут истинные фронтовики!
Я счастлив, я остался жив. Я много похоронил своих побратимов, и мы каждый давали клятву: «Останешься жив, приди на наши могилы, поклонись им и расскажи народу как мы воевали, спали под одной шинелью, ели из одного котелка, а часто и одной ложкой». После войны я еще 5 лет честно отслужил, отдал обещанный долг Родине. А долг завещал: «Если закончится война и я останусь жив, готов 5 лет отслужить безвозмездно». Так и случилось Юность пожертвовал на алтарь Победы, а молодость на служение Родине!
И вопрос выполнения клятвы перед погибшими – в 1968 году я вместе с сыном, во время своего отпуска, прошел пешком от Киева до Румынии, выполнив наказ побратимов, а в 1975 году со всей семьей на автомашине проехали по местам боевой славы.
А 35 лет сознательной жизни отданы работе в системе нефтепроводного транспорта. С 20 апреля 1950г. я работник товарно-транспортной конторы, так называлось нынешнее Краснодарское управление магистральных нефтепроводов.
в 1975 году по предложению В.И. Гренадерова был избран первым председателем Линкома профсоюза, который был создан при Краснодарском РУМН. Тесная связь с коллективом Управления, групкомом, руководством Краснодарского и Черноморского управлений дали мне возможность активно работать на поприще профсоюзного лидера.
Как хорошо, что мне сейчас хочется с гордостью сказать – я счастлив, что работал в этом нефтепроводном управлении, доволен тем, что оно мне дало и низко поклониться своим коллегам и побратимам и Вам дорогие труженики. Храните мир и счастье на земле. Люди, будьте бдительны.
Май 1999 г.
г. Краснодар.
Военные будни Новороссийской нефтебазы.
Из воспоминаний Бобышева Михаила Владимиоовича - бывший директор (с 1947г. по 1963г.) Новороссийской перевалочной нефтебазы Краснодарского управления ГНС РСФСР.
Директор перевалочной нефтебазы «Шесхарис» Черноморского управления ГНС РСФСР. (АО АК»Транснефть»)
Новая война вновь нарушила планомерный ритм развития всего народного хозяйства, переориентировав всю промышленность на нужды обороны страны, на военный лад.
Резко возросли потребности в горючем, стала меняться география размещения промышленных предприятий, соответственно – нефтеперерабатывающих заводов, способы и пути доставки нефти и нефтепродуктов.
С самого начала Великой Отечественной войны коллектив Новороссийской нефтебазы обеспечивал корабли Черноморского флота и другие воинские соединения горюче-смазочными материалами, бункеровали суда, загружали ГСМ для отправки на другие базы. Чаще всего швартовался у причала танкер «Громов» грузоподъёмностью около 800 тонн. Не прекратились работы, когда город оказался под постоянной угрозой налётов вражеской авиации, а затем и под обстрелом артиллерии. На объектах нефтебазы появились первые разрушения, которых с каждым днём становилось всё больше и больше. Едва ли не ежесуточно приходилось тушить пожары, ремонтировать повреждённые резервуары. Когда налёты авиации стали постоянными и длительными, перешли на ночные вахты. Слив нефтепродуктов, загрузку судов проводили глухой ночью. Маленьким фонариком чуть подсвечивали только при подстройке сливных приборов к цистернам и при подключении шлангов. Все операции выполнялись на ощупь или в свете разрывов, отблесков пожаров. Бомбоубежища на нефтебазе не было, дежурный персонал укрывался от бомб и снарядов под массивной аркой стротаможенного двора. Директором нефтебазы в те дни был Токарев, заместителем - Кириенко. До последнего дня работы нефтебазы несли свою вахту рабочие Королёв, Стародуб, Соловьёв, Чалых, Лазарев, Бураченко, Дергачёва, начальник команды ВОХР Альхимович и др. Сутками не уходили они домой. После смены дежурили на объектах, готовые в любой момент вступить в схватку с огнём, под свист пуль и разрывы снарядов устранять повреждения, налаживать работу механизмов. От них требовалось немалое мужество, высокая организованность, самоотверженность. Сливщики Кошелев и Дергачёва покинули свой пост только тогда, когда фашисты захватили нефтебазу.
Нефтебаза к тому времени представляла собой жуткое зрелище: груды искорёженного металла, полуразрушенные дома, глядящие вокруг пустыми обожжёнными окнами, залитая нефтью земля и дымящиеся развалины.
После освобождения г.Новороссийска в 1943г. нефтебаза, как и все другие предприятия города, была разрушена полностью. Далеко не случайно решением Советского правительства г. Новороссийск был включён в число 15 российских городов, наиболее пострадавших от вражеского нашествия и подлежащих первоочередному восстановлению. Выделялись средства, разрабатывались специальные программы. Поразителен был энтузиазм людей. Не считаясь временем, не имея порой крыши над головой, полуголодные, они стремились как можно быстрее восстановить своё предприятие. К сожалению, стираются в памяти имена героев тех дней, слишком скупы строчки архивов. Хотя о многом могли бы рассказать бывший в то время директором нефтебазы В.О. Федорович или главный инженер Д.Я. Зозуля. Они первыми провели в октябре 1943 года ревизию состояния оборудования, создавали первые ремонтные бригады, разыскивали оставшихся в живых старых рабочих, учили молодёжь.
Оборудование нефтебазы имело и прежде солидный возраст. В частности, нефтепроводы эксплуатировались с 1898 года, многие резервуары, водопровод- с 1916г. Да и паровые котлы прослужили более десяти лет, а если учесть, что во время войны всё подверглось, можно сказать, полному уничтожению, то все было восстановлено буквально из ничего.
При планировании капитального ремонта невозможно было даже представить полного объёма работ, всё корректировалось по ходу дела. Не было такого резервуара, который не имел бы свищей, пробоин и отпотин. Не было необходимых материалов и запасных частей. Но воля людей была непреклонна. Рабочие и инженерно-технические работники нефтебазы в те дни совершили настоящий подвиг, вдохнули жизнь, по сути, в груды металлолома, которые представляли собой покорёженные механизмы.
Вскоре два резервуара во втором парке и четыре на первом готовы были принять нефть и в мае 1944г. была слита первая цистерна с дизельным топливом, поступившая с Крымской нефтебазы. Сливали её 37 часов, но и это уже было успехом в тех тяжелейших условиях. Вторую цистерну с маслом слили за 16 часов в ноябре. А в 1945 году нефтебаза обработала уже 375 железнодорожных цистерн, из которых приняла 4500 тонн нефтепродуктов для снабжения народного хозяйства. Это была существенная помощь восстанавливающемуся городу и освобождённым от оккупации районам. Хотя год назад база была, по сути, стёрта с лица земли, и многие сомневались в её скором возрождении. Каждая слитая цистерна, каждый пущенный в эксплуатацию резервуар – это не только колоссальный труд, это маленькая победа работников нефтебазы. Она требовала от них порой нечеловеческих усилий, изобретательности, предприимчивости, веры в успех.
В декабре 1946 года восстановленная нефтебаза начала принимать первые танкера с бензином из Румынии, с последующей перевалкой его на железную дорогу для Украины, Ростова, Краснодарского края. В бригаде сливщиков работали в одни женщины и только приемосдатчиком был мужчина. Первый танкер «Арарат» из Румынии встречали торжественно - женщины принарядились, люди улыбались, поздравляли друг друга, приветствовали моряков. На нефтебазе был настоящий праздник.
Фотографии представленные в статье взяты из сети интернет.
Новости Профсоюза
-
С 1 мая!
Уважаемые коллеги! От всей души поздравляем вас с Днём Весны и Труда! Этот праздник объединяет всех трудящихся нашей страны, тех, кто каждый день вносит свой вклад в развитие и процветание нашего общего дела.
-
Как получить компенсацию за трудовые травмы
Если вы получили травму на рабочем месте, то имеете право на компенсацию.